Назад к списку

Ицхак Адизес. «Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует»

На эффективность, прибыльность и развитие компании влияет множество факторов. Один из самых главных – это правильное руководство и менеджмент. У руля крупной корпорации всегда стоят великие и сильные люди. Порой кажется, что они наделены всеми лучшими качествами и они просто идеальны. Но на самом деле это не так. Идеальным руководителем стать нельзя и не нужно этого бояться. А вот уже про то, что делать с подобной информацией, можно прочитать в книге Ицхака Адизеса. "Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует".


Об авторе

Будущий специалист в области менеджмента и управления родился в Македонии. Его жизнь никогда не была самой простой или посредственной. На жизненном пути Ицхака Адизеса часто встречались и трагические события. Все это стало частью его характера и стержня, который в конечном итоге привел к моменту написания книги.

Семья будущего писателя – это потомки евреев, которых изгнали из Испании за нежелание принимать христианство еще много столетий назад. В ходе Второй Мировой войны отец семейства получил испанский паспорт и вместе с ним право покинуть лагерь.

После этого семья перебралась в Албанию, где скрывалась среди мусульман, которые не выдали правды об их еврейских корнях. После окончания войны молодой Ицхак отправился в Израиль, отслужил в военных рядах и пошел учиться. Переезд в США произошел в 1963 году. Спустя 4 года после этого будущий писатель защитил диссертацию и преподавал в Лос-Анжелесе.

Издательская деятельность и консультационные услуги начали активно развиваться после создания в 1982 специализированного института, который занимался изучением развития и управления корпорациями.

Основная идея книги

Существует несколько базовых моделей, определяющих рост и развитие компании. В 1972 году одним профессором из Гарварда был установлен следующий критерий роста: размер организации. Для Адизеса основа – это менеджмент и стратегическое планирование.

Каждый менеджер и лидер должен выполнять 4 основные функции:

  • Генерирование результатов. Это именно то, ради чего существует организация. Результативность определяет успех, позицию на рынке и уровень прибыли.

  • Администрирование. Управление всеми ресурсами и активами.

  • Предпринимательство. Это контроль и создание жизненно важных изменений.

  • Интеграция. Настраивания взаимосвязи между отдельными элементами организации.

Не существует идеального менеджера, который сможет выполнять сразу 4 функции. У каждого управляющего есть природный талант к одному или максимум двум направлениям. Однако он может со временем овладеть и другими функциями на достаточном уровне.

Все бы ничего, вы можете пользоваться одной лидирующей функцией в вашем списке талантов и подтянуть другие, но тогда вы никогда не добьетесь высоких результатов. Действительно крупные и успешные компании/корпорации всегда отличались руководством, которое идеально справлялось со всеми основными функциями. И это руководство – это не один человек. Это команда, которая взаимно дополняет друг друга. Именно об этом и написано в книге. Написано просто, доступно и местами даже с юмором.

Настоящий талант собрать команду, которая вместе сможет реализовывать все вышеприведенные функции. Идеи Адизеса отводят вас в сторону от технической части современного менеджмента, давая возможность посмотреть на человеческий аспект. Эта книга рассчитана на всех, кто прямо или косвенно связан с менеджментом. Это не только источник мотивации и вдохновения, но и полезный практический учебник.

Структура книги

14 глав книги имеют свою отдельную проблему и ее решение, после которого логически вытекает новый вопрос, описывающийся в другой главе. Это достаточно удобный и эффективный метод структурирования материала.

  • Глава 1. Определение всем известных терминов «менеджмент» и «управление».

  • Глава 2. Практическая цель менеджмента и его главные функции.

  • Глава 3. Почему отдельные функции управления несовместимы в одном человеке. Именно здесь вы найдете ответ касательно вопросов об идеальных управляющих.

  • Глава 4. Пять стилей ошибочного менеджмента. Автор использует крайне негативные описания неверного управления в худшем варианте.

  • Глава 5. Если во всех предыдущих главах рассказывалось о невозможности появления идеального управленца, то 5-я глава призвана внести новую парадигму. Это взаимодополняющие команды, которые вместе способны реализовать все функции на высшем уровне.

  • Глава 6. Эта часть книги описывает будущие конфликты и недоразумения в работе команд. У каждого человека свои приоритеты, темпы и методы работы. Все это приводит к недоразумениям, которые нужно уметь решать.

  • Глава 7. Важность формирования целой культуры доверия и уважения внутри корпорации. Эта глава помогает решить проблему, описанную в предыдущей, Это урок того, как из всего создавать благоприятные условия для развития.

  • Глава 8. Раздел посвящен тому, как правильно нужно начинать разрабатывать структуру, описанную в главе 7.

  • Глава 9. Эта часть книги дает четкое понимание того, как связать общую и целостную структуру с индивидуальным стилем управления каждого члена «звездной» команды.

  • Глава 10. Взаимодействие представителей разных стилей при личных контактах и беседах.

  • Глава 11. Аналогичное взаимодействие, однако на совещаниях и общих собраниях. Откровенно говоря, теме взаимодействия носителей разных стилей стоит того, чтобы посвятить ей книгу, а не несколько глав. Если после знакомства с этими 2-мя разделами у вас появится такое желание – начните глубже изучать тематику. Подобной литературы хватает в Сети.

  • Глава 12. Так какова роль лидера? Всегда будет лидер, который будет создавать нужную структуру и налаживать процессы, происходящие в ней.

  • Глава 13. Развитие современных школ управления и менеджмента. Здесь автор описывает тенденции и методики в подготовке будущих лидеров и руководителей.

  • Глава 14. Это финальный раздел, который будет очень полезен людям, занимающимся тренингами и подготовкой менеджеров. После прочтения этой главы вы поймете основную цель и тот ориентир, который должны использовать все школы по подготовке управляющих.

Уникальность книги

Методики и технологии, которые привел автор на страницах своей книги, подходят не только для управления компаниями. Их можно использовать в политике, семейных отношениях и даже в воспитании детей. Однако книга все же является инструментом для менеджера, поэтому большая часть примеров и эпизодов посвящена конкретно этой сфере.

В книге автор собрал свой опыт, который он получил за 30 лет работы в сфере корпоративных изменений и консалтинга. Чтобы вы осознали ценность этого опыта, представьте себе 48 отдельных стран с разным менталитетом и стилем управления.

Представьте себе тысячи компаний с оборотом от миллиона до сотен миллиардов и штатом от нескольких десятков до сотен тысяч. Представьте себе всевозможные сферы предпринимательской деятельности. Через все это прошел автор книги, каждый раз внедряясь в новую организацию и подбирая индивидуальную стратегию развития и преобразования.

Идеальный менеджер или лидер – это миф и остаток устаревшей парадигмы. Такого человека нет в природе и его невозможно подготовить, даже если с детства заставлять его читать книги по маркетингу, менеджменту, бизнесу и мотивации. Это миф и сказка и это нужно принять. У всех есть недостатки, но и у всех есть свои таланты и преимущества, которые нужно развивать.

Вы должны тратить силы на развитие самых сильных частей, а не вытягивание всего остального до посредственного уровня

Чтобы человек стал успешным лидером и «боссом» он должен иметь возможность работать над теми навыками, которые почему-то не входят в его набор стандартных занятий/обязанностей на работе. Поэтому крупные и успешные корпорации вкладывают средства в развитие своих подчиненных. Несмотря на краткосрочные затраты, в будущем все это окупается в разы. Крупные организации – это десятки и сотни менеджеров, которые работают в одном механизме. Люди должны проработать в разных отделах корпорации, чтобы увидеть картину в целом. Только так можно стать действительно успешным менеджером. Кроме того, подобный опыт и снизит количество конфликтов между сотрудниками.

Книга Ицхака Адизеса уникальна и ее нужно прочесть, потому что этот обзор – это лишь поверхностное мнение, которое не раскрывает всех секретов и методик, описанных в труде топового специалиста в менеджменте. 

С электронными бизнес-книгами других авторов вы можете ознакомиться на странице «Деловая литература».