В настоящее время многие предприниматели перешли на электронный документооборот. Это значительно ускоряет работу и позволяет сфокусироваться на других задачах. Но как быть в случае, если налоговая служба требует документы в рамках камеральной проверки? Можно ли предоставлять их в электронном виде или по старинке – в виде распечаток? Попробуем разобраться.

Что такое камеральная проверка

Согласно положениям Налогового кодекса, выделяются два вида проверок:

  • камеральная;
  • выездная.

Выездная чаще всего применяется, когда на предприятии уже выявлены нарушения или когда требуется капитальная проверка организации. Чаще всего инспектора ведут работу на своем месте в рамках камеральных проверок. По сути, основная задача налоговой службы – как раз их проводить, так что не нужно пугаться, если предприятию назначили такой вид проверки.

Согласно статье 88 НК РФ, основанием для проверки является предоставление контрагентом налоговой декларации. Иными словами, едва предприниматель сдает отчетность в ФНС, как стартует камеральная проверка.

При этом совершенно не важно, какой тип декларации был подан:

Проверка будет запущена в любом случае. При этом каких-то специальных разрешений или постановлений, как в случае с выездной, издаваться не будут. «Камералка» – стандартная процедура для налоговой службы. Во время ее осуществляется простая сверка предоставленных данных – со сведениями прошлого периода или уже имеющимися у службы. Поэтому ничего страшного в ней нет.

Нужно отметить, что камеральная проверка осуществляется только на основе налоговой декларации. Если предприниматель не сдал ее в срок, то «камералки» и не будет проведено. Не вправе ФНС производить проверку по другим типам документов, которые мог подать бизнесмен, например, справки 2-НДФЛ или заявления о возврате налога.

Как и в какие сроки проводится проверка

Можно условно выделить несколько этапов проведения «камералки»:

  • регистрация декларации в ФНС (вручную или в системе «Налог»);
  • непосредственно проверка;
  • проведение контрольных мероприятий по проверке документации, в том числе запрос уточненных сведений;
  • завершение проверки и подготовка акта в случае выявления нарушений.

Время, в течение которого производится непосредственно проверка, строго зафиксировано в налоговом законодательстве – это ровно три месяца, при этом речь идет не календарных месяцах, а о конкретном отрезке времени. Так, если декларация подана 1 февраля, то срок проверки – до 2 мая текущего года (так как срок проверки начинает течь со следующего дня после регистрации декларации). Но так как 2 мая – выходной день, то срок «сдвигается» до ближайшего рабочего, т.е. до 4 мая.

Следует учесть, что срок исчисляется от даты регистрации первичной декларации, а не от крайнего срока сдачи вообще. Еще один важный момент: если подана «уточненка», то сроки не сдвигаются. Продлить проверку не вправе ни сама налоговая, ни суд. Если акт составлен после истечения 3-месячного срока или если ФНС предъявила требование о подаче уточненной декларации после этого времени, то предприниматель вправе обжаловать это решение в суде как незаконное и может не исполнять предъявленные требования.

Во время проверки анализируются данные только за тот период, за который подана декларация. Налоговая не может «затрагивать» другие сроки при анализе, но использует для сверки все имеющиеся данные. В случае противоречий возникнут вопросы именно по текущей отчетности. Отсюда правило – «камералка» по умолчанию производится каждый раз, как сдается декларация. Даже если текущий период уже был проверен.

Какие документы вправе требовать налоговая

Предпринимателю необходимо знать, в каких случаях работники фискальной службы имеют право требовать документы и какие. Это строго обговорено в налоговом законодательстве, и сверх положенного ничего предъявлять не нужно. Ниже указано, в каких случаях инспекция имеет право затребовать дополнительную документацию и какую именно.

  1. В случае выявления ошибок, неточностей или противоречий между данными, указанными в декларации и имеющимися в приложенной документации, а также в самой налоговой, фискалы имеют право требовать уточненную декларацию. В ней необходимо учесть все поправки и устранить все несоответствия.
  2. Если в уточненной декларации сумма налога, положенного к уплате, меньше, чем в «первичке», от предпринимателя потребуют документы, на основании которых правомерно уменьшение.
  3. Если в декларации обозначен убыток по итогам деятельности, также надо будет предоставить документы, подтверждающие этот факт.
  4. В случае заявки в декларации наличия налоговых послаблений, необходимо дополнительно прислать документы, подтверждающие право на налоговые льготы.
  5. При получении вычета НДС необходимо приложить документы, подтверждающие право заявителя на получение возмещения.

Этот список является закрытым, и сверх положенного налоговые инспекторы требовать документов не имеют права.

Как можно направить отчетность

Статья 93 Налогового кодекса РФ предусматривает, что отчетность – декларацию, первичные документы, финансовый баланс и т.д.– предприниматель может сдать несколькими способами:

  • лично (на бумажном носителе);
  • через уполномоченного представителя (также на бумаге);
  • заказным письмом, заверив копии документов у нотариуса;
  • посредством электронного документооборота – по электронной почте или с использованием личного кабинета налогоплательщика (его можно открыть, пройдя регистрацию на официальном сайте фискальной службы).

Однако следует учесть, что согласно статье 93 НК РФ в электронной форме можно подавать документацию только в тех форматах, которые установлены самой ФНС. Если бумаги заполнены в отличной от стандарта форме, их придется распечатывать на бумаге, заверять и только потом направлять в налоговую службу.

Иногда предприниматели сканируют такие нестандартные документы и отсылают их в ФНС по электронной почте. Но, как объясняет Минфин в Письме №03-02-07/1-375, это неправомерно. Такую документацию следует подавать полностью на бумажном носителе.

Другое дело, если сканируются документы, изначально созданные в электронном виде и распечатанные для удобства. В таком виде их можно предоставлять в виде копий в формате *tiff или *jpeg, но их необходимо заверить электронной подписью.

Если у предпринимателя неоднородная документация, то ему лучше предоставить всю отчетность в бумажном виде. В самом крайнем случае допускается перевод на электронный носитель и нестандартных документов – но только с санкции ФНС.

Вообще, именно налоговая служба определяет, в каком виде необходимо предоставлять документацию. Обычно в самом письме с требованием направить какую-либо бумагу уже содержится указание, в каком виде это осуществить: по электронной почте, принести копию или нужен всё же подлинник.

Как оформить электронную отчетность

Чтобы точно не ошибиться, в каком виде направить отчетность, можно вооружиться следующими правилами:

  • Если требование о предоставлении дополнительных документов пришло по электронной почте, то их необходимо экспортировать из учетной программы предпринимателя, распечатать, заверить и направить в ФНС лично или по почте.
  • Если требование пришлось через провайдера электронного документооборота, например, через личный кабинет налогоплательщика, то нужную бумажную документацию следует отсканировать (в формате *tiff или *jpeg) и направить в ФНС. Те документы, которые создаются в утвержденных XML-форматах, направляются как есть.

В случае направления электронной отчетности, необходимо сформировать опись всех приложенных документов, и заверить ее электронной подписью предпринимателя. Затем и опись, и файлы направляются через того провайдера ЭДО, через которого пришло требование.

Использовать подпись крайне необходимо – только по ней можно однозначно идентифицировать отправителя и определить, вносились ли кем-нибудь в документы исправления после того, как опись была сформировано. Без электронной подписи ФНС не примет уточненные данные.

Таким образом, налоговики сами определяют способ, с помощью которого они хотят получить документы для дополнительной проверки. Но лучше заранее согласовать этот момент с исполнителем – его данные всегда будут в запросе. Ведь если документы подать не по установленному образцу, то организации могут назначить штраф, и придется отстаивать свои интересы в суде.

Результаты проверки

Отсутствие результатов проверки при подаче декларации – лучший результат. Это означает, что у налоговой службы нет никаких претензий, и вся документация оформлена грамотно. Если же бизнесмен требует каких-то действий от ФНС, например, возмещения налога, то лучший исход – перечисление средств на расчетный счет без каких-либо вопросов.

Но так бывает далеко не всегда.

Если в ходе проверки инспектор выявил какие-либо нарушения, то в соответствии со статьей 100 Налогового кодекса он составляет специальный акт. В нем должны быть указаны следующие данные:

  • номер акта и дата его составления;
  • фамилия и должность проверяющего;
  • наименование налогоплательщика;
  • дата принятия декларации в ФНС и ее регистрационный номер;
  • дата начала и дата окончания «камералки»;
  • список мероприятий, проводимых в отношении декларации;
  • список выявленных нарушений;
  • ответственность налогоплательщика и рекомендации по устранению нарушений.

Акт предоставляется предпринимателю для ознакомления в течение 5 дней с даты окончания «камералки». Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, то в течение 30 дней он должен направить в налоговой орган письменные возражения конкретно по «проблемным» пунктам. Лучше в этом случае не использовать электронный документооборот, а направить претензию «по старинке» – в бумажном виде.

Жалоба будет рассматриваться в течение 30 дней, после будет дан официальный ответ. Вот его, в отличие от самого акта, уже можно обжаловать в суде.

Если налогоплательщик в течение месяца не заявит претензии, то акт будет считаться вступившим в силу, и в отношении предпринимателя будут предприняты указанные в документе меры воздействия.

Таким образом, электронный документооборот при подаче налоговых деклараций и во время проведения камеральный проверок – вполне допустимое явление. Более того, за счет оперативного обмена данными и удобной формы представления и возможности обработки информации, сдача электронной отчетности крайне приветствуется ФНС. Это упрощает процесс проверки и позволяет получить нужное решение гораздо быстрее.

Если вас интересует электронный формат работы с документацией — воспользуйтесь соответствующими онлайн-сервисами СКБ Контур.

Pin It on Pinterest

Share This