С 1 августа 2016 года существует единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. Эта база данных ведется налоговыми органами, она предназначена для упрощения документооборота, получения поддержки, сокращения бюрократических процедур.

Необходимость создания специального реестра, включающего сведения о субъектах малого, среднего предпринимательства, обсуждалась Госдумой в конце 2015 года. 29 декабря был принят закон № 408-ФЗ, который предписывал создать указанный документ до 1 августа 2016 года.

Реализация положений этого акта была возложена на ФНС, которая занимается формированием соответствующего перечня. Именно этот орган обладает достаточными сведениями для принятия решения о соответствии конкретных организаций критериям, указанным в законе.

Реестр субъектов МСП представляет собой структурированную базу данных, которая размещена в открытом доступе для всех заинтересованных лиц. Обращаясь к указанному источнику, можно подтвердить соответствие определенной организации, предпринимателя критериям отнесения к данной категории.

Перечень формируется автоматически, поскольку налоговая служба уже имеет все необходимые данные, полученные в рамках взаимодействия с бизнесом. Каких-либо специальных действий от компаний не требуется, но они могут предоставить недостающую информацию по собственному желанию.

С какой целью создавался реестр субъектов МСП

Создание единого реестра является базовым решением, которое преследует сразу несколько целей, имеющих значение для бизнеса, включая:

  • упрощенное подтверждение статуса субъекта МСП для получения господдержки без дополнительных затрат;
  • уменьшение расходов крупных компаний, которые обязаны выбирать поставщиков, являющихся малыми предприятиями;
  • реализация государственных программ, связанных с предоставлением надзорных каникул для указанных фирм;
  • дальнейшая разработка, внедрение эффективных мер, направленных на развитие малого предпринимательства в стране.

Для поиска конкретной компании или предпринимателя достаточно зайти на официальный сайт ФНС, где размещены соответствующие сведения. Сервис поиска субъектов является полностью бесплатным, им может воспользоваться любое заинтересованное лицо, поскольку никаких специальных действий для получения доступа совершать не нужно.

С 1 августа текущего года наличие соответствующего статуса у организации не требует специального подтверждения. При обращении за мерами поддержки, участии в конкурсах нет необходимости собирать подтверждающие документы, так как соответствие установленным критерием проверяется через указанный источник.

Как формируется реестр субъектов МСП

При разработке законопроекта в него был внедрен базовый принцип, согласно которому формирование реестра должно происходить автоматически. Это означает, что компании не обязаны предоставлять какие-либо сведения, поскольку перечень будет составляться на основе информации, имеющейся в распоряжении госорганов. Дополнительных административных процедур, направленных на актуализацию данных, вводить тоже не будут, поэтому нагрузка на бизнес не возрастет.

Следующие основные источники информации будут использоваться налоговыми органами для формирования единого реестра:

  • сведения, которые предприниматели ежегодно сдают в виде налоговой отчетности вне зависимости от применяемого режима;
  • открытые данные из ЕГРЮЛ, ЕГРИП, сформированные по результатам регистрации субъектов коммерческой деятельности;
  • другие источники, включая сведения, поступившие по инициативе самих представителей бизнеса при информационном взаимодействии с ФНС.

Анализ этих положений закона показывает, что предприниматели не обязаны совершать какие-либо дополнительные действия для попадания в реестр. Основное условие – своевременная сдача достоверной отчетности, которая будет проанализирована госорганами. Если из документов следует, что компания соответствует установленным критериям, то она автоматически будет включена в единый реестр.

Какие сведения включаются в реестр субъектов МСП

Объем информации, включаемой в единый реестр, является достаточно большим. Открытый перечень будет содержать не только наименование компании, но и данные о видах деятельности, лицензиях, направлениях коммерческой деятельности, государственных закупках.

Одной из целей нового источника является обеспечение максимальной прозрачности, открытости таких субъектов, поскольку они претендуют на получение поддержки, льготных условий участия в конкурсах.

Закон предусматривает список обязательных сведений, которые при любых обстоятельствах должны присутствовать в едином реестре. Указанный перечень включает:

  • полное наименование организации, ФИО предпринимателя, присвоенный ИНН;
  • официальный адрес субъекта в соответствии с регистрационными данными;
  • дата начала работы, появления компании в ЕГРЮЛ или предприниматели в ЕГРИП;
  • категория фирмы, которая может относиться к малому, среднему бизнесу или к микропредприятиям;
  • виды экономической деятельности в соответствии с установленной классификацией;
  • информация о лицензиях, которые могли быть получены включенным в список лицом.

Некоторые сведения компании не обязаны предоставлять налоговым органам. Эта информация может иметь значение для потенциальных контрагентов, поэтому закон оставляет возможность направить ее самостоятельно. Заявители добровольно могут передать регистрирующему органу следующие данные:

  • перечень выпускаемой предприятием продукции в соответствии с существующим классификатором;
  • сведения о включении организации в реестры субъектов, участвующих в партнерствах согласно закону № 223-ФЗ;
  • список контрактов, заключенных в предыдущем календарном году в рамках законодательства о закупках.

Для предоставления перечисленных сведений предпринимателю не нужно посещать собственную инспекцию. Достаточно составить документ, подписать его электронной подписью и направить через официальный сайт ФНС.

Как актуализируется информация в реестре субъектов МСП

Перечень обязательных для включения в единый реестр сведений сформирован по состоянию на 1 августа текущего года. Его составили на основе тех данных, которые имелись у налоговых органов. Сведения, которые предприниматели могут направить по собственной инициативе, принимаются с помощью специального сервиса, созданного на сайте ФНС.

Для передачи этой информации необходимо авторизоваться, заполнить предложенную форму документа, после чего заверить его подлинность электронной подписью.

Обновление обязательных сведений в текущем режиме не осуществляется, поскольку закон предписывает актуализировать реестр ежегодно. Налоговые органы собирают данные, которые имеются в их распоряжении на 1 июля каждого следующего года, после чего публикуют их 10 августа. Исключение сделано только для определенной информации, которая может вноситься ежемесячно, а именно:

  • вновь созданные компании, зарегистрированные предприниматели, которые соответствуют установленным критериям;
  • удаление сведений о субъектах, сообщивших налоговой инспекции о полном прекращении коммерческой деятельности; изменение данных, индивидуализирующих фирму или предпринимателя, включая наименование, виды деятельности;
  • новые виды производимой продукции, оказываемых услуг для государственных нужд в рамках законодательства о закупках.

Как организации будут исключаться из единого реестра

За достоверность сведений, указанных в реестре, предприниматели будут нести персональную ответственность. Каких-либо специальных способов проверки этой информации законодательство не предусматривает, она будет верифицироваться обычными способами, используемыми для налогового контроля. Если неверные общедоступные данные будут использованы каким-либо субъектом, то к соответствующей организации, ее руководству будут применены строгие санкции.

Исключение компании из единого реестра будет происходить при очередном обновлении данных, если субъект перестал соответствовать установленным критериям. Когда деятельность предпринимателя прекращается, он устраняется из перечня в течение одного месяца, поскольку указанные сведения актуализируются чаще.

Каких-либо дополнительных действий при несоответствии условиям отнесения к субъектам МСП совершать не требуется. Законодатель предполагает, что указанную информацию регистрирующие органы будут получать и обрабатывать автоматически.

Хотите иметь представление о своих контрагентах? Воспользуйтесь онлайн-сервисом проверки контрагентов Контур.Фокус.

Pin It on Pinterest

Share This