Оптимизация налоговой нагрузки – это комплексные организационные меры, принимаемые руководством в рамках действующего законодательства, призванные снизить объем отчислений в ФНС и увеличить прибыть организации. Именно оптимизация берется за основу планирования на предприятии при расчете краткосрочных и долгосрочных перспектив развития, независимо от сферы деятельности.

Важно придерживаться только законных методов, что позволит избежать проблем с налоговой инспекцией, вести бизнес честно и открыто. Необходимая отчётность в контролирующие органы должна подаваться своевременно, а отчисления производиться в установленные сроки.

В состав оптимизационных мер входят:

  • ревизия схем налогообложения, используемых предприятием;
  • обнаружение и устранение возможных огрехов налогового учета;
  • обновление плана налоговых выплат, изменение учетной политики и базы договоров;
  • экспертная оценка спорных правовых моментов, а также вопросов, не регламентированных актуальным законодательством;
  • помощь специалистов по определению порядка расчетов и отчислений различных сборов;
  • ликвидация удвоенного налогообложения в случае ведения ВЭД;
  • всесторонняя оценка потенциальных рисков запланированных оптимизационных мероприятий.

Не помешает воспользоваться профессиональными консультациями относительно налогообложения по ключевым хозяйственным операциям предприятия. Четко прописанных правил внутренней оптимизации предприятия не существует, за исключением того, что она должна соответствовать законодательству страны. Поэтому руководитель должен подобрать лучшие методы в зависимости от общего положения дел в организации, особенностей ее функционирования, сферы деятельности и прочих факторов.

Учетная политика организации

Учетная политика предприятия – это совокупность способов осуществления бухгалтерского учета, которая является определяющей для дальнейшей работы организации, размеров налоговых выплат. К таким способам причисляют варианты выплат стоимости активов, оценки и группировки хоздеятельности, использования бухгалтерских счетов и регистров, инвентаризации, обработки документов и т.д.

Требования к ведению бухучета, в том числе, сдача отчётности, четко регламентированы законодательством, однако в пределах нормативных критериев имеется определенная вариативность. По этой причине каждое предприятие имеет возможность самостоятельно формировать свою учетную политику, выбирая конкретные, установленные государством способы.

Сегодня организации обычно создают две разновидности политики учета: налоговую и бухгалтерскую. Действующий стандарт ПБУ 1/98 определяет создание бухгалтерской разновидности такого планирования.

Для разработки налоговой политики подобного документа нет, так что руководитель должен сформировать эффективную схему самостоятельно. Основополагающее значение при этом имеют такие факторы:

  • специфика отрасли, разновидность деятельности предприятия;
  • размер штата сотрудников, общая стоимость имущественных активов, объемы производства и продажи товаров/услуг;
  • особенности структурного деления компании (наличие отделений, дочерних предприятий, филиалов);
  • состав материальной базы;
  • уровень профессионализма бухгалтеров и других административных сотрудников;
  • использование информационных технологий, развитость специфической инфраструктуры на территории предприятия.

Организация может выбрать один из видов учетной политики (налоговую или бухгалтерскую) в качестве основной, однако наибольший эффект в снижении налоговых ставок оказывает их параллельное ведение.

Следует учитывать, что одновременное использование данных методик требует высокого профессионализма штатных или аутсорсинговых работников, является более трудоемким, однако в полной мере окупает себя при таких условиях:

  • требуется создать ресурсы для финансирования капитальных вложений – сэкономленные на налогах средства могут быть использованы для рывка в развитии бизнеса;
  • налоговая отчётность и прочие документы должны достичь максимальной прозрачности, международных стандартов в соответствии с требованиями инвесторов либо акционеров.

Возможные льготы по налогообложению

Юридические лица и индивидуальные предприниматели в РФ имеют возможность выбрать для себя одну из нескольких систем налогообложения: упрощенная (УСН), общая, патентная. Кроме того, организация может уплачивать единый налог на вмененный доход.

Выбор зависит от масштабов бизнеса, стоимости имущества организации, количества сотрудников и доходности. Каждая система предполагает наличие определенных льгот. Для малого бизнеса предпочтительна УСН, поскольку она минимизирует количество подаваемых отчетных документов, следовательно, издержки на их ведение, обеспечивает выгодную ставку.

При этом организация должна иметь доход не более 15 миллионов рублей в год, штат не превышающий 100 человек, активы на сумму меньше 100 тысяч рублей. Упрощенная система налогообложения дает такие льготы:

  • отменяется налог на прибыль предприятия/физического лица;
  • не нужно платить НДС (за исключением ввоза товаров);
  • нет необходимости в отчислениях налога на имущество предприятия/физического лица.

Патентная система – та же УСН, однако рассчитанная на индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в сфере, требующей лицензирования.

Главные налоговые льготы:

  • отчисления могут производиться сезонно, если предприятие работает только в определенные месяцы года;
  • возможность платить только один налог;
  • отсутствие отчислений по налогу на имущество, НДС, НДФЛ.

Кроме того, учётная политика организации для получения налоговых преимуществ должна учитывать наличие региональных льгот, возможность не платить отчисления с положительной разницы по валютному курсу в случае падения рубля, потенциальную экономию с помощью буферных фирм.

Также добиться скидки от ФНС можно, приняв на работу инвалида, для более серьезного уменьшения налогового бремени, возможно переоформление корпоративного транспортного средства на лицо с особыми потребностями, состоящее в штате компании.

Анализ законодательства

Чтобы создать гибкую и одновременно устойчивую учетную политику, официально сократить налоговые отчисления, важно быть в курсе последних нововведений в области законодательства. В 2016 году в силу вступают или уже вступили такие изменения в области бухгалтерии:

  • с начала года производители строительной и некоторой сельхозтехники обязаны вносить утилизационные платежи;
  • с конца января утверждены обязательные требования к ЭЦП;
  • с 28 марта изменились правила составления платежного поручения;
  • с 10 апреля ужесточены санкции относительно виновных в грубых нарушениях ведения бухгалтерского учета (штраф 5-10 тысяч), срок давности по обнаружению такой проблемы увеличен до 2 лет. Также правительство расширило список нарушений, причисляемых к грубым;
  • с 20 июня в силу вступили изменения относительно упрощенных способов обеспечения бухгалтерского учета, в частности, предприятие способно самостоятельно определять частоту амортизации основного капитала;
  • минимальный размер оплаты труда с 1 июля составляет 7500 тысяч рублей, продемонстрировав рост около 20%;
  • раскрывать промежуточную консолидированную отчетность с 15 июля необходимо в течение 30 дней с окончания ее предоставления;
  • практически по всем типам нарушений в области бухучета введена повышенная ответственность за повторное преступление нормативов.

Таким образом, нормативно-правовая база для бухгалтера с каждым годом претерпевает значительные изменения, о которых важно знать с целью корректировки учетной политики. С начала 2017 года запланировано введение целого ряда новых поправок, о которых уже известили специализированные издания.

Что касается судебной практики, в силу недавнего внедрения новых требований, количество прецедентов по ним пока минимально. Чтобы избежать таких разбирательств, стоит придерживаться указанных к каждому отдельному документу сроков вступления закона в силу, заранее готовить структуру предприятия и документооборота. Ведь незнание действующих правил не освобождает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от административной ответственности.

Pin It on Pinterest

Share This